ПРАВОСЛАВНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ «ТРИ ПОРОСЕНКА»
Свинья – это образ грешного человека, а три поросенка – общества или семьи. Грязь – это грех. Как свинья тянется к грязи, так человек – к греху. Ап. Петр о грешниках пишет: «Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет. 2:22). В 6-й песне Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу сказано: «Якоже бо свиния лежит в калу́, тако и аз греху служу», т.е. ибо как свинья лежит в грязи, так же и я греху служу.
Волк – это дьявол. Как волк хочет съесть поросят, так дьявол хочет «поглотить» (1Пет. 5:8) людей. Он это делает тем, что ввергает их в заблуждения и смертные грехи и этим духовно-нравственно убивает их.
Три поросенка беззаботно проводили лето: кувыркались, грелись на солнышке, нежились в лужах. Это образ того, как люди живут земными радостями и не заботятся о духовно-нравственной жизни. Особенно это относится к тем, кто живет в благополучной среде, не сталкивается со злобой людей, не знает страстей своей души. Им кажется, что жизнь дана для развлечений и удовольствий, а не для приобретения добродетелей и борьбы со своими страстями и с дьяволом.
Наф-Наф, проснувшись утром, сказал своим братьям: «Я весь дрожу от холода. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей». Но его братья не захотели браться за работу.
Дом – это духовно-нравственное состояние души. В конце Нагорной проповеди Господь Иисус Христос уподобил духовную жизнь строительству дома. Кто строит дом на камне, т.е. на исполнении заповедей Божиих, у того он устоит, а кто на песке, у того он упадет. Ап. Петр сказал: «…и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Пет. 2:5). Авва Дорофей пишет, что кирпичами для духовного дома являются добродетели, известью – смирение, основанием – вера, а крышей – любовь, «которая есть верх добродетелей так же, как кровля – верх дома» (Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения… Поучение 14. О созидании и совершении душевного дома добродетелей).
Наф-Наф первый почувствовал холод и предложил своим братьям вместе строить. Это означает, что наиболее внимательные христиане первые замечают признаки оскудения любви и ухудшения отношений с ближними и понимают необходимость вместе заниматься вопросами духовно-нравственной жизни и приобретать добродетели.
Но Нуф-Нуф и Ниф-Ниф отказались. Подобно им многие люди отказываются задумываться над духовно-нравственной жизнью и изучать ее законы, предпочитая проводить время в житейских делах и земных радостях.
С каждым днем становилось всё холоднее и холоднее. Это означает, что в обществе, в семьях теплые, доброжелательные отношения оскудевают и становятся все более и более холодными. Тогда люди начинают понимать, что нужно заниматься нравственными вопросами, чтобы вернуть прежние отношения или, например, чтобы сохранить семью. Нередко, когда происходит охлаждение любви в семье, тогда кто-то из супругов обращается к книгам, или психологам, или священникам, чтобы узнать, что нужно сделать, чтобы вернуть теплоту и любовь. Бывает, что человек оказывается среди людей, которые к нему относятся недоброжелательно. Тогда он понимает, что если он не будет учиться хранить теплоту в своей душе, когда к нему относятся холодно, то он потеряет теплоту и замерзнет, т.е. если он не будет по-христиански, т.е. доброжелательно, относиться к тем, кто относится к нему не по-христиански, то он будет постепенно становиться более и более злым и его сердце потеряет доброту и станет холодным. Сохранить доброжелательность среди тех, кто относится к тебе доброжелательно, не трудно. Но чтобы сохранить ее среди тех, кто относится к тебе недоброжелательно, нужны добродетели и усилие над собой, иначе человек озлобится и станет злым. Авва Дорофей пишет: «Ибо невозможно душе пребывать в одном и том же состоянии» (Поучение 12). В духовной жизни человек становится либо лучше, либо хуже – третьего не дано. Господь Иисус Христос сказал: «…кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Если не будешь собирать добродетели, то потеряешь и то доброе, которое есть в твоем сердце. Поэтому человек должен работать над собой, чтобы не озлобиться и сохранить доброжелательное отношение к окружающим.
Ниф-Ниф стал строить дом из соломы, Нуф-Нуф – из веток и тонких прутьев, а Наф-Наф – из камней и глины, чтобы можно было укрыться от ветра, дождя и мороза.
О строительстве духовного дома ап. Павел пишет: «…каждый смотри, как строит. …Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1Кор.3:10-13). Золото – это любовь, серебро – смирение, драгоценные камни – другие добродетели. Дерево – это знания. Дерево долго растет и обладает определенной прочностью, но горит в огне. Так и знания с трудом собираются, в некоторых случаях помогают, но только с их помощью нельзя перенести «огненного искушения, для испытания… посылаемого» (1Пет. 4:12). Тот, кто духовную жизнь строит только на знаниях, не сможет перенести серьезных искушений. Когда, по слову Спасителя, на его дом устремятся дождь, реки и ветры, он упадет. Сено – это трава, потерявшая влагу. Она является образом внешних добродетелей, совершаемых без внутреннего чувства и размышления, например, молитвы, при которой человек просто читает слова, не вдумываясь в их смысл и не общаясь с Богом. Такие добродетели лишены Божественной благодати, и во время искушения человек не найдет сил, чтобы устоять перед искушением, и тоже падет. Солома (сухие стебли) – это обряд, выполняемый без внимания и понимания смысла. Из стеблей строит свой духовный дом тот, кто только исполняет церковные обряды, не вдумываясь в их смысл, и не совершает даже внешних добродетелей. Это образ тех христиан, которые не интересуются христианской верой и не стремятся жить по вере. Они только иногда ходят в храм, а, может быть, еще соблюдают некоторые постановления Церкви, например, постятся.
Если образ трех поросят применить к семье, то Ниф-Ниф, который стал строить дом из соломы, может быть образом тех, кто пытается семейные конфликты заглаживать какими-то маленькими знаками внимания. В некоторых случаях это может помочь, но когда снова возникнут серьезные искушения, это окажется бесполезным. Нуф-Нуф, который стал строить дом из более прочного материала: из веток и тонких прутьев, – может быть образом тех, которые пытаются применять какие-то советы о семейной жизни, но не стараются изменить себя и свое отношение к недостаткам супруга (или супруги). Наф-Наф – это тот, кто стал строить свою духовно-нравственную жизнь из камней – из христианских добродетелей терпения, кротости, прощения, милосердия и др. Глина – это образ самой главной добродетели – смирения. В XIX веке, наряду с известью, глина считалась одним из наиболее распространенных вяжущих материалов. Авва Дорофей пишет: «Строящий должен также на каждый камень класть известь; ибо если он положит камень на камень без извести, то камни выпадут и дом обрушится. Известь есть смирение, потому что она берется из земли и находится у всех под ногами. А всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель. … И так, каждый должен все, что он ни делает доброго, делать со смирением, чтобы смирением сохранить сделанное».
Наф-Наф сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться. Увидев его дом, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф сказали: «Что это, дом для поросенка или крепость?» «Дом поросенка должен быть крепостью!» – ответил им Наф-Наф. «Не собираешься ли ты с кем-нибудь воевать?» – весело прохрюкал Ниф-Ниф и подмигнул Нуф-Нуфу. Подобно Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу христиане, которые духовную жизнь строят из исполнения обрядов, или каких-то внешних дел, или из получения некоторых знаний, не понимают тех, кто серьезно занимается изучением добродетелей и их приобретением, и смеются над ними. «Внешние» христиане не понимают, что духовная жизнь – это действительно война, война против дьявола и его соблазнов и против своих страстей. Ап. Павел сказал: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6:12-13). Иисус Христос сказал: «невозможно не придти соблазнам…» (Лк. 17:1).
Ниф-Ниф и Нуф-Нуф в своей песне с некоторым самодовольством и тщеславием только хвалили свои домики: «Лучше дома не найдешь». А Наф-Наф пел о том, что у него «прочный дом», что «никакой на свете зверь» не ворвется в его дверь, «хитрый, страшный, страшный зверь». Наф-Наф – это образ тех христиан, которые понимают, что они ведут брань с лукавым дьяволом, который восстанет на них своими искушениями, и что задача духовной жизни – готовиться к его нападениям. Святые отцы говорят, что человек падает в искушениях потому, что не готовится к ним, не размышляет о них.
Волк сначала напал на Ниф-Нифа, потому что его дом был самым непрочным, а дьявол сначала нападает на более слабых духовно и нравственно. Когда Ниф-Ниф спрятался в своем соломенном домике, волк стал не ломать его дом, а дуть на него, и когда он дунул в третий раз, дом разлетелся, «как будто на него налетел ураган». Если волк смог разрушить дом с третьего дуновения, то еще легче он смог бы его разрушить лапами и зубами. Но он этого не делал, потому что его дуновение – это образ того, как дьявол духовно воздействует на человека искушениями: внешними соблазнами, греховными мыслями и чувствами. Господь тоже называет разные искушения дуновением ветра: «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры» (Мф. 7:25).
Ниф-Ниф убежал к Нуф-Нуфу. Это означает, что человек в искушении пытается найти помощь у близких. Например, когда между супругами происходят конфликты, то нередко кто-то из них обращается к своему близкому другу или подруге за советом, как преодолеть семейный кризис.
Волк сказал поросятам, что уходит от них, но сам спрятался, а они успокоились. Здесь показана тактика дьявола. Он на время прекращает искушения, чтобы расслабить людей, а затем напасть на них сильнее. Так, например, человек, одержимый страстью гнева, если долгое время не падает в нее, то начинает думать, что он избавился от нее. Или бывает так, что на время семейные конфликты прекращаются, а затем, когда, вроде бы, уже все хорошо, неожиданно возникает такая ссора, которая приводит к разводу, а иногда к еще худшим последствиям. Это все есть дела дьявола, который через страсти действует на людей и через них на их близких. Таким образом он озлобляет людей, лишает их доброты и ломает их жизни. Господь это попускает потому, что люди не заботятся о духовно-нравственном состоянии своих душ и не хотят знать, что смысл жизни состоит в приобретении добра и борьбе со злом.
Затем волк попытался проникнуть в дом Нуф-Нуфа в овечьей шкуре. Они открыли ему, но увидев его морду, захлопнули дверь. Тогда он снова начал дуть и с пятого раза разрушил дом. Это означает, что затем дьявол пытается проникнуть в душу под видом какого-то добра, но когда люди распознают его и отвергают, он со всей силой снова обрушивает на них свои соблазны. Например, кто-то может дать женщине совет пожаловаться на мужа на его работе, чтобы на него надавить через его начальство, или сделать еще что-то хуже. Но она понимает, что это приведет к еще большему ухудшению отношений и отвергает этот совет. Но затем в семье возникает еще более сильная ссора. Это дьявол мстит за то, что она не послушалась его совета и не сделала зло своему мужу. Но поскольку у нее нет добродетелей кротости и смирения, она не может противостоять новому искушению и еще сильнее впадает в раздражительность и гнев.
Два поросенка прибежали к Наф-Нафу. Волк не смог разрушить его дом. Тогда он попытался пробраться в него через трубу, но упал в котел с кипящей водой, ошпарился, вылетел обратно на крышу и убежал в лес. Это означает, что люди в искушении обращаются к тому, кто действительно может помочь. Например, часто супруги обращаются к опытному священнику, который не станет принимать сторону кого-либо из супругов, обвинять одного и оправдывать другого, а покажет им средства борьбы с семейными кризисами в христианских добродетелях. Но научить добродетелям, показать, что спасение от семейных конфликтов или от других проблем, находится в них, может только тот, кто сам их приобрел, т.е. тот, кто живет в доме, построенном из них.
Котел – это сердечная молитва. Особенностью добродетельного человека является непрестанная молитва. Чем больше он утверждается в добродетелях (и прежде всего в кротости и смирении), тем больше он приближается к Богу, уподобляясь Ему, и молитва становится для него потребностью и жизнью его души. Дьявол пытается пробраться в сердце кроткого и смиренного человека, чтобы заразить его злобой или гордостью, но молитвой он попаляет его соблазны, и дьявол бежит от него. Ап. Иаков пишет: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7). А ап. Иоанн говорит: «…рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Ин. 5:18).
С этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей. Это означает, что искушения, падения и помощь добродетельных христиан сплачивают общину или семью. Люди понимают, что человек – это духовно-нравственное существо, созданное для духовно-нравственной жизни, и что люди могут долго и счастливо жить вместе только тогда, когда они живут духовно-нравственной жизнью и вместе возрастают в добродетелях.